Все мы делаем ненужные покупки: попавшись на уловки маркетологов, одни набирают кучу лишней еды в супермаркете, другие спускают последние деньги на новенький iPhone, а третьи следуют навязанной моде на определенную одежду. Такие необдуманные траты легко объяснить с точки зрения психологии: наука приводит как минимум 5 причин, объясняющих это явление.
Чтобы быть не хуже других
Мозг человека устроен таким образом, что, если группе людей предоставить свободу выбора, они начнут повторять модель поведения друг друга. «Эффект подражания» работает и в случае с покупками: когда человек видит, что какая-либо вещь есть у всех, велика вероятность того, что он захочет себе такую же. Желание быть «в тренде» и не выделяться из толпы заставляет людей покупать модные вещи, даже если они не нужны.
Важную роль в принятии решений играет и заниженная самооценка, которая в большинстве случаев провоцирует зависть. Поскольку человек склонен подражать успешным личностям в надежде стать таким же уверенным в себе, люди с низкой самооценкой начинают приобретать такую же одежду, обувь и технику, как у объекта зависти.
Из-за зависимости от чужого мнения
Наши покупки зависят не только от того, что мы сами о себе думаем, но и от чужого мнения о нас. Поэтому особенности поведения потребителей объясняются желанием социального одобрения и страхом перед порицанием. Это явление связано с тем, что в общественном сознании сформировались определенные «атрибуты успешной жизни»: роскошная одежда, последние модели гаджетов, дорогая машина и т.д., и тех, у кого нет этих вещей, считают неудачниками.
Например, девушки часто покупают новую одежду, даже если у них и так внушительный гардероб. Они боятся, что люди решат, будто щеголять каждый день в новом наряде им не по карману. По той же причине многие берут айфоны в кредит, лишь бы окружающие не подумали, что они не могут себе этого позволить.
Чтобы получить быстрое удовольствие
Современные люди живут в бешеном ритме. Копить на машину или квартиру долго и неинтересно, а мелкая покупка – это пусть и кратковременный, зато быстрый и доступный способ испытать счастье. Например, заказав пиццу на дом, человек получит дозу радости меньше, чем через час.
Мы настолько привыкли к этой цепочке мгновенного удовольствия, что остановиться бывает очень сложно. Именно поэтому в магазине мы блуждаем из отдела в отдел, забирая с полок ненужные, но яркие вещицы: милые блокноты со зверушками, футболки с бантиками и красочные кружки для чая.
Из-за любопытства
«Новая методика поможет свободно заговорить на английском через месяц!», «Попробуйте новый вкус нашего йогурта!» или «Обновите систему до последней версии, и смартфон будет работать быстрее!» – эти призывы – не что иное, как манипуляция, основанная на нашей любви к неизведанному.
Современного потребителя сложно удивить, и он постоянно находится в поисках нового опыта. Именно любопытство подталкивает людей каждый год покупать новый смартфон и гнаться за последними трендами в одежде.
Всему виной эффект Дидро
Приобретая новую вещь, мы запускаем целый процесс потребления, поэтому одна необдуманная трата тянет за собой вереницу других. Стоит купить платье на распродаже, как нам сразу захочется подобрать к нему новые туфли, сумку и украшения.
В похожей ситуации когда-то оказался французский философ Дени Дидро. Он купил дорогой домашний халат, который был настолько роскошным, что остальные вещи на его фоне стали выглядеть убого. В итоге он поменял в доме всё, вплоть до предметов интерьера, чтобы те гармонировали с обновкой. В честь философа этот феномен назвали эффектом Дидро.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, не стоит поддаваться на уловки консультантов, предлагающих в дополнение к нужным товарам приобрести еще парочку: например, в комплекте с ПК купить новые клавиатуру и мышь. Лучше дать себе время подумать, ведь вернуться в магазин вы всегда успеете.