Как выгодно общаться с заказчиком на фрилансе

Ситуация, с которой сталкивался и я: статья возвращается на доработку. Хорошо, если редактор или заказчик пометил места, которые нужно исправить. Хуже, если он написал лишь общие комментарии – в этом случае вы автоматически становитесь участником «Битвы экстрасенсов».

И не факт, что победите.

Как человек, побывавший с обеих сторон баррикад, скажу, что редактор редко требует внести исправления из вредности. Скорее всего, статья не соответствует формальным требованиям. Насколько они адекватны, это второй вопрос, но что делать, если не соответствуют? Исправить, конечно. Даже если вы не согласны и считаете, что исходный вариант был лучше – переубедить редактора вряд ли получится, да он, скорее всего, и слушать не станет. Так что выход тут только один – следовать всем указаниям и вносить все указанные правки. Если вы недопонимаете, что от вас хочет редактор, нужно уточнить – это сэкономит время.

Если же ваши статьи возвращаются на доработку с пугающей регулярностью, это может означать либо то, что вы плохо читаете техзадание или плохо пишете (это исправимо), либо условия работы малоподходящие или вам попался особо вредный редактор (это неизлечимо). В последнем случае имеет смысл задуматься о прекращении сотрудничества – так вы сэкономите кучу времени и нервов.

Кстати, а как вообще лучше взаимодействовать с критикой?

Как не обижаться на критику редактора и коллег-копирайтеров

Недовольные вашими статьями будут всегда. Даже когда я писал по материалам авторитетнейших источников, находились люди, которые каментили «что за чушь вы пишите??». Но как перестать игнорировать критику или обижаться на нее и заставить работать на вас?
Это довольно просто.

Что делать, если я обижаюсь на критику

Абстрагируйтесь от «я – это моя статья». Вы – это не ваша статья, вы – это вы. А значит, критика вашей статьи – это не критика вас лично, это критика только вашей статьи. Как только вы абстрагируетесь, психика перестанет автоматически ставить защиту, и критика начнет приносить пользу.

Как заставить критику работать на вас

Работающий способ: определить цель.

  1. Сначала нужно понять, куда метил критик: в статью, в вас или надувал чувство собственного величия. Если в вас, то критика неконструктивна, но пользу из нее извлечь все-таки можно: она дает взгляд на статью со стороны, как она может восприниматься в общем случайным читателем. Если она воспринимается больше в негативном ключе, возможно, вы напортачили с оформлением и структурой. Кроме того, можно прямо спросить критикана, что нужно улучшить в статье – порой ответ пригодится.
  2. Качественная критика исходит от компетентного человека, направлена на статью, оперирует конкретными фактами и может содержать пути решения. Таким образом, если редактор вам говорит, что вот это нужно исправить, это не потому, что он придирается и вообще злой, а потому, что у него больше опыт и нужно поскорее опубликовать работу.

Как критиковать, чтобы на вас не обижались

Это просто, если приложить немного усилий.

  1. Говорите не об отношении к статье и автору, а о конкретных ошибках и слабых местах. Хорошо, если вы предложите пути их исправления.
  2. Старайтесь избегать категоричности. Вместо «это написано плохо, я бы написал иначе» скажите «это место кажется спорным, возможно, стоит написать так». Все дело в том, что категоричность воспринимается как «я опытнее тебя и лучше знаю, как писать», отчего у критикуемого мгновенно падает забрало и в руке появляется топор.
  3. Вначале отметьте положительные, удачные места работы – это уменьшит урон от критики.







Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.