Природный газ считается эффективным и экономичным видом энергии. Сооружение магистрали для транспортировки голубого топлива по суше сопряжено с техническими сложностями и повышенной взрывоопасностью. Трудности многократно возрастают, если работы проводятся на морском дне. На рубеже XX—XXI вв. уникальное сооружение создали Норвегия и Великобритания — самый рискованный подводный газопровод «Лангелед».
Риск — дело благородное
В 1984 году проводилось сканирование дна Норвежского моря. Шесть лет материалы покоились на полке в картотеке. В 1990 году геофизики, изучая сейсмические линии на архивной плёнке, зафиксировали точки контакта углеводорода с водой. В 1997 году после пробного бурения геологоразведчики обнаружили газовое месторождение. Залежам дали название «Ормен Ланге», что в переводе с норвежского языка означает «длинный змей».
Полезные ископаемые, объём которых составлял 400 млрд м³, занимали площадь в длину 40 км и в ширину 10 км.
За разработку месторождения взялись Норвегия и Великобритания. Поставки сырья в Соединённое Королевство обеспечивали работу энергетики на 40 лет. Из «Ормен Ланге», расположенном в 120 км от берега, газ подаётся на перерабатывающий завод в норвежском городе Нюхамне.
Отсюда топливо через шельфовое месторождение Слейпнир транспортируется до терминала в английском посёлке Исингтон. На осуществление проекта понадобилось 10 лет. Строительство обошлось в 10 млрд долларов.
Сооружение подводного газопровода
Шестого октября 2007 года состоялось официальное открытие газопровода «Лангелед». На церемонии присутствовал норвежский король Харальд V с королевой Соней. В строительстве суперсооружения участвовали корпорации из Великобритании Centrica и Royal Dutch Shell, американская фирма Conoco Phillips, а также компании из Норвегии Statoil и Norsk Hydro.
Технические характеристики трубопровода:
- длина — 1200 км;
- глубина установки донных направляющих платформ от 850 м до 925 м;
- диаметр — 1 м;
- длина одной трубы — 12 м, вес — 10 тонн;
- пропускная мощность — 70 млн м³ ежедневно.
Большая глубина и штормовая погода заставили отказаться от использования плавучих буровых установок. Донная платформа весом в 1 тыс. тонн устанавливается со снайперской точностью. Отклонение составило 40 см. Не меньшие требования предъявляются к качеству траншейной трассы. Особое внимание уделяется добротности соединительных швов на газопроводе.
Корабли специального назначения:
- Судно West Navigator, предназначенное для бурения, за 6 лет создало 24 глубоководные скважины.
- Траншеи глубиной 5 м и шириной 7 м по дну копал Island Frontier.
- Выравниванием дна гравием занимался камнеукладчик Tertnes.
- Донные платформы устанавливал плавучий кран Thialf, способный работать с грузом до 14200 т.
- Прокладку газопровода осуществлял трубоукладчик LB 200.
Для соединения плетей трубопровода на дне привлекались водолазы-сварщики. Работы проводились в глубоководной герметизированной камере, из которой выкачивалась вода. В тесном пространстве модуля движения специалистов должны быть филигранно точными. Малейшая оплошность приведёт к аварии. Шансов спастись не будет ни у кого.
Под психологическим прессом осознания того, что ошибка приведёт к экологической катастрофе, рискуя огромными деньгами, оборудованием, жизнями людей, гений человеческого разума создал шедевр инженерной мысли.
Можно только гадать, как далеко ушла бы в своём развитии земная цивилизация, если бы ресурсы общества тратились не на создание изощрённого оружия, а на осуществление гуманитарных проектов.