Фриланс идет, ему дорогу: согласно последнему опросу hh.ru, 85 % офисных сотрудников хотели бы в будущем работать удаленно. Однако какие неприятности вас могут подстерегать, если вы решите работать сам на себя, и как их избежать? Давайте рассмотрим их поподробней.
1. Заказчиков придется искать самому. Неважно, насколько вы крутой копирайтер – если о вас не знают заказчики, вы не заработаете ни копейки. Следовательно, придется постоянно искать заказчиков, которые так и норовят исчезнуть по самым разным причинам.
2. Нет никаких гарантий. Помните как у Жванецкого? «Хорошо работаю – получаю 120 рублей. Плохо работаю – получаю 120 рублей. Вообще не работаю – получаю 120 рублей!». В отличие от офисных будней, где порой можно было гонять чаи и получать за это деньги, фриланс совсем не гарантирует вам заработка.
3. Клиент всегда прав. На практике это означает, что заказчику может стукнуть в голову моча и он не примет статью, соответственно, не заплатив. Или будет проедать плешь бесконечными правками. И ничего с этим поделать нельзя.
4. Все расходы – за ваш счет. Не все крупные заказчики любят работать с физлицами. Если же вы решите открыть ИП или оформить самозанятость, то придется платить налоги и взносы в пенсионный фонд и фонд медстрахования. Туда же еще расходы на ведение банковского счета.
Впрочем, эти минусы фриланса вполне преодолимы. Что же нужно делать, чтобы они не отравляли вам жизнь?
1. Начните с подработки. Переходите на фриланс только тогда, когда будете уверены в своих силах.
2. Заводите связи. Ищите новых заказчиков и не теряйте старых, общайтесь с коллегами, будьте заметны в соцсетях. Знакомства – это будущие заказы.
3. Профессионально растите. Если в офисе вы прокачивали только скилл кидания бумажек в мусорку, то на фрилансе, чтобы зарабатывать больше, придется постоянно учиться.
В нем же, кстати, я подробно рассказываю, как искать заказчиков и как с ними общаться и работать, чтобы превратить их в постоянных. А это значит, что вы будете зарабатывать все больше и больше!
5 правил, как работать с заказчиками, чтобы получать больше
На поиск заказов может уходить до 50 % рабочего времени. Причем порой это время будет потрачено впустую – заказчик, руководствуясь логикой молодого шимпанзе, отдаст заказ первому встречному, но не вам. Поэтому важный шаг для каждого копирайтера – наработать собственную базу постоянных заказчиков, которые будут сами обеспечивать вас заказами. Но как эффективно работать с этой базой?
- Не всякий заказчик достоин быть у вас постоянным. Некоторые любят высылать статьи на доработку, сжирая ваше время, или подолгу задерживать оплату. Работайте только с теми, с кем меньше всего проблем.
- Всегда выполняйте работу качественно – тогда шанс, что заказчик превратится в постоянного, выше. Кроме того, довольный заказчик порекомендует вас, и у вас появятся новые клиенты.
- Если заказчик долго не выходит на связь, выйдите на связь сами. Возможно, у него завал, и он кидает проектами в первых попавшихся копирайтеров. А может, он уехал в отпуск.
- Если вы общаетесь по видеосвязи, выглядите презентабельно. Конечно, кому-то важен только результат, но кто-то хочет платить человеку, который выглядит по-деловому.
- Когда количество постоянных клиентов перевалило за трех, сделайте таблицу (например, в Google Sheets), куда занесите координаты заказчика и комментарии о нем. Так будет проще с ними работать.