Заказчики, как и авторы, бывают разные – с одними работать легко, с другими трудно. Сейчас я расскажу, как сэкономить время и нервы, вовремя расставшись с трудным заказчиком.
Итак, с заказчиками лучше не сотрудничать, если:
- Они не платят. Совет в стиле Капитана Очевидность, однако порой авторы продолжают сотрудничать даже при задержках гонорара или его отсутствии. Искать кошелек не там, где потерял, а под фонарем, потому что там светлей, конечно, хорошо, но неприбыльно. Если начались задержки по гонорарам, лучше перестать писать новые статьи, дождаться своих кровных и прекратить сотрудничество. Потому что человек, который считает нормальным недоплачивать деньги, может посчитать, что их можно вообще не платить.
- Слишком много требуют и хотят. Я встречал ТЗ страниц на 10-20, и описывали они порядок написания статьи объемом в две страницы. Понятно, что если вы пишете, как вырезать себе аппендицит на атомной подводной лодке, когда на нее охотится весь флот США, а из врачей есть только вы – тогда да, подробнейшие инструкции нужны. Но какого черта все это добро применимо к обычной статье за 40 рублей?! Читать ТЗ и подгонять текст под требования тут дольше, чем писать саму статью.
- Много просят об изменениях и дополнениях. Если вы уверены в качестве текста, значит, заказчик плохо формулирует требования. Бесконечная пересылка статьи туда-сюда отнимает время, а время, как известно, деньги.
- Просят вписывать много ключей с точным вхождением. Вписать нормально их часто сходу не получается, и приходится попотеть. А зачем потеть, если можно не потеть и написать за это время статью, где нет таких требований?
- Просто неадекватны: исчезают без принятия статьи и оплаты, не формулируют претензии, но требуют переделать текст, жалуются администрации площадки вместо того, чтобы попросить вас об исправлениях… Распознать таких на старте трудно, но с ними надо прощаться сразу, как только они начинают творить дичь.
Как брать достойную оплату на свою работу
Теперь перейдем к вопросе достойной оплаты. Мое хобби – настольные игры. В них есть одна игровая механика – закрытый аукцион. Игроки делают ставки взакрытую, после чего они вскрываются и самая большая ставка выигрывает. Так вот, во время закрытого аукциона начинается самая настоящая психологическая война: можно неверно оценить ценность того, за что боремся, и потерять слишком много средств. Или недооценить, сделать слишком маленькую ставку и не получить ничего.
То же самое творится и в ценообразовании во фриланс-копирайтинге. Попросишь много – заказчик молча нажмет в окошке почты на «удалить письмо». Попросишь мало – будешь вкалывать, как папа Карло, за три корочки хлеба. Попросишь среднюю величину – таких же умных уже пруд пруди, попробуй протолкнись! Что же делать?
Давайте рассмотрим три шага по установлению адекватной цены на свои услуги.
- Сбор средней температуры по больнице. Проведите анализ, сколько сейчас составляет средняя ставка гонорара для специалиста вашего уровня.
- Не демпингуйте. Скинуть 10–20 % для скорости получения заказа – это нормально, если вам действительно нужна скорость. В остальных случаях нет смысла работать дешевле – вы просто потеряете больше сил, а денег получите столько же.
- Регулярно (раз в несколько месяцев, полгода, год) повышайте свои расценки. У вас растет опыт, мастерство, да и инфляция не дремлет. Почему вы должны работать дешевле?!
Таким образом, всего три шага по установлению адекватной цены за вашу квалификацию избавят вас от рабского труда гребца на галерах и, вместе с тем, защитят от профессионального выгорания.